Британские ученые создали звуковую отвертку, аналогичную инструменту из сериала «Доктор Кто»

Британские ученые создали аналог звуковой отвертки из сериала «Доктор Кто» — ручной инструмент, способный манипулировать предметами с помощью акустической левитации (перемещение звуковыми волнами). Сообщение Gizmodo о новой технологии передает popsci.com.

Группа исследователей из Бристольского университета представила прототип устройства, которое получило название «левитационные перчатки». Их уникальность состоит в том, что они способны переносить, поворачивать и манипулировать небольшими объектами с помощью всего лишь одностороннего излучателя, а также быстро создают акустические «ловушки».

Звуковая отвёртка Доктора Кто:

«Однолучевая левитация способна манипулировать микрообъектами внутри организма — для доставки лекарств или акустического контроля над медицинскими имплантатами, не препятствующего магнитно-резонансной томографии», — отмечают ученые. Однако пока возможности звуковой отвертки уступают тем, что были доступны ее прототипу из сериала — вскрывать замки, обезвреживать оружие, вызывать резонанс в бетоне и так далее.

Видео: звуковая отвертка

СВЕТОВОЙ МЕЧ, ПОКЕБОЛ И ЕЩЁ 8 ГАДЖЕТОВ ИЗ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ

Как были придуманы культовые устройства из фильмов, игр и сериалов

ТЕКСТ: Родион Данилов

Любое важное научно-фантастическое произведение не в последнюю очередь запоминается объектами, которые используют главные герои: от сверхтехнологичных гаджетов до оружия будущего — чаще всего они восхищают, и нередко хочется, чтобы они существовали в действительности. Look At Me выбрал 10 самых главных предметов из научной фантастики и разобрался, как они были придуманы и удалось ли кому-нибудь сделать их аналоги в реальной жизни.

Световой меч

ХЕЙДЕН КРИСТЕНСЕН В РОЛИ ЭНАКИНА СКАЙУОКЕРА

«Звёздные войны» были вдохновлены романтическими приключенческими фильмами, на которых рос Джордж Лукас — про Робина Гуда, пиратов и самураев. Поэтому мечи воспринимались режиссёром как символическое оружие, отсылающее к простым и честным временам. Первоначально Лукас хотел, чтобы джедаи сражались на обычных мечах, но в итоге пришёл к выводу, что в научно-фантастическом фильме оружие должно быть более футуристичным — и придумал световые мечи. По словам Лукаса, в мире, где все используют бластер, световой меч, — оружие в первую очередь для защиты. В первой трилогии «Звёздных войн» для рукоятки лазерного меча использовали деталь от вспышки фотокамеры; лезвием служила просто палка, обёрнутая отражающим материалом. После этого поверх плёнки при помощи ротоскопирования рисовались эффекты, чтобы меч светился. В новых фильмах световые мечи, разумеется, делали при помощи компьютера.

Поскольку световой меч — пожалуй, самое знаковое оружие мировой фантастики, и люди мечтают, чтобы они существовали в реальности, новости о том, что кто-то изобрёл «настоящий» световой меч, появляются регулярно. Одним из последних таких известий стала новость о том, что исследователи Массачусетского института технологий при помощи фотонов получили новую форму материи, которая по своим свойствам напоминает световой меч.

Ховерборд

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «НАЗАД В БУДУЩЕЕ»

Знаменитый летающий скейтборд, на котором Марти Макфлай парит во второй части «Назад в будущее», появился, как и прочие детали 2015 года в фильме, чтобы сделать будущее поярче и посмешнее. По словам режиссёра Роберта Земекиса, он совсем не пытался изобразить реалистичную картину будущего — в частности, прекрасно понимал, что к 2015-му человечество не изобретёт летающие машины и скейтборды, — но решил, что с ними будет гораздо веселее. Дизайн ховерборда в том виде, в котором он появился в фильме, придумал художник Джон Белл  — причём сначала он знал о «Назад в будущее-2» только то, что действие происходит в будущем, через 30 лет, и там есть летающие скейтборды.

После выхода картины Роберт Земекис распространил слух, что ховерборды в фильме были использованы настоящие и они существуют, но в продаже их нет потому, что они слишком опасны. С тех пор многие пытались воссоздать ховерборд в реальной жизни (в конце концов, 2015-й год уже на носу, пора бы им появиться). Ближе всех оказался французский художник Нильс Гуаданин; его доска парит при помощи магнитов — правда человеческого веса не выдерживает.

Покебол

3D-МОДЕЛЬ ПОКЕБОЛОВ

Ключевой предмет из серии видеоигр про покемонов, внутрь которого покемоны ловятся тренерами. Внутри игровой вселенной технология, по которой покеболы работают, объясняется не слишком тщательно (хотя сейчас, когда серия существует уже почти 20 лет, им стали придумывать подробную историю). В реальной жизни же происхождение покеболов очень простое: Сатоси Тадзири, создатель серии, придумал прототип игры про покемонов ещё в 1990 году — она называлась Capsule Monsters. Игра была вдохновлена энтомологией, которой Тадзири увлекался, а также японскими автоматами гасяпон, в которых можно покупать случайные игрушки в шариках-капсулах. В конце концов концепция эволюционировала, но, как именно покеболы были вдохновлены гасяпоном, становится ясно, стоит только на него взглянуть.

В реальности покебол, конечно, сделать невозможно, поскольку покемонов не существует. Ближе всего — устройство Pokewalker, которое прилагалось к играм Pokemon HeartGold и SoulSilver на Nintendo DS. В нём можно было хранить покемонов и носить их с собой, скажем, по улице — и это положительно сказывалось на том, как они вели себя внутри игры.

Бэтаранг

БЭТАРАНГ БЭТМЕНА

Бэтаранг — это метательное оружие Бэтмена, которое по сути представляет собой интерпретацию бумеранга или сюрикена в форме летучей мыши. Помимо десятка прочих гаджетов, бэтаранги плотно закрепились в арсенале супергероя, который, как известно, принципиально не пользуется огнестрельным оружием (причина в том, что его родители были убиты из пистолета). С помощью бэтарангов он эффектно атакует врагов, ловко выбивает оружие из их рук и делает прочие супергеройские штучки.

Бэтаранги впервые появились в выпуске #31 (сентябрь 1939) серии «Детективные комиксы». Художник Боб Кейн и сценарист Билл Фингер изобразили их первые прототипы в виде зубчатых металлических бумерангов, используемых для атаки противников. Более поздние вариации бэтарангов включают компактные складные модели, которые Бэтмен держит на поясе, а также взрывающиеся и даже дистанционно управляемые орудия.

Аэродинамические характеристики рисованных и киношных бэтарангов вызывают много сомнений. Однако не так давно фанат комиксов Виктор Пулен создал полностью рабочий бэтаранг, который отлично летает и возвращается к метателю. И пусть его поделка слишком крупная, чтобы уместиться на поясе Бэтмена, и слишком лёгкая, чтобы нанести серьёзные повреждения противнику, — опыт этого энтузиаста действительно впечатляет.

Протонный ранец

КОСПЛЕЙ НА «ОХОТНИКИ ЗА ПРИВИДЕНИЯМИ»

Носимые протонные блоки из «Охотников за привидениями», работающие в связке с бластерами, — это энергетическое оружие, которое герои фильма используют для борьбы с призраками. Устройство в виде рюкзака подключается к пушке-излучателю, которая стреляет потоком протонов, поляризует отрицательно заряженную энергию призрака, тем самым ослабляя и удерживая его. По сюжету протонный ранец был разработан доктором Эгоном Шпенглером, которого в фильме сыграл режиссёр и сценарист фильма Гарольд Рамис. Он же, очевидно, придумал саму концепцию этой системы. Согласно его задумке, ранец представляет собой компактный ускоритель частиц, описанный в первом фильме как «позитронный коллайдер». Функционал системы позволяет сталкивать друг с другом высокоэнергетические позитроны, благодаря чему генерируется протонный пучок. Этот самый луч позволяет охотникам за привидениями удерживать «отрицательно заряженные эктоплазменные образования» и затаскивать потусторонних тварей в специальные ловушки.

Пожалуй, самый достоверный из реально существующих прототипов протонного ранца создал некий хардкорный фанат сай-фая по имени Джек. Чтобы полностью вжиться в роль персонажа Ghostbusters: The Video Game, он собрал аппарат, превращающий пульт приставки Nintendo Wii в излучатель с мигающими светодиодами, а также в декоративный ранец, имитирующий протонный блок.

Нейрализатор

ФИЛЬМ «ЛЮДИ В ЧЁРНОМ»

Нейрализатор — прибор из франшизы «Люди в чёрном» для стирания памяти нежелательного свидетеля, который входит в стандартный набор гаджетов секретных агентов. Устройство размером с сигару производит яркую вспышку, которая устраняет воспоминания о событиях последних часов, дней, недель, месяцев или лет, в зависимости от выбранных настроек. Впервые нейрализатор появился в первом номере серии комиксов Лоуэлла Каннингема и Сэнди Кэррутерса, после чего появлялся во всех трёх фильмах, а также в анимационном телесериале. «Это нейрализатор. Подарок от друзей, живущих, гм, довольно далеко отсюда. Красный огонёк настраивается на слабые токи вашего мозга и выборочно стирает воспоминания», — так Агент Кей (Томми Ли Джонс) описывает функционал прибора в кино.

В первых комиксах устройство напоминало фонарик, однако сигарообразная форма стала более узнаваемой благодаря фильмам. В комиксах также была введена концепция использования тёмных очков для защиты агентов от действия нейрализатора. Помимо стирания памяти, в комиксах устройство также использовалось для манипуляции и контроля персонажей. Агенты Кей и Джей гипнотизировали, заставляли предоставлять информацию или убеждали различных героев во лжи.

Эксперты считают, что нейрализатор имеет шансы быть воссозданным в реальной жизни. Известно, что тяжёлые и неприятные воспоминания, а также события, имеющие яркую эмоциональную окраску, могут быть «стёрты» гораздо легче, чем другие воспоминания. Стирание памяти при помощи вспышки света также вполне правдоподобно. По мнению учёных, отдельные клетки мозга могут быть «выбиты» или уничтожены при помощи яркого света, что может спровоцировать потерю памяти.

Биомаска Хищника

ФАН-АРТ ПО МОТИВАМ «ХИЩНИКА»

Монстры-пришельцы Яутжа, более известные как Хищники, — герои одноимённой франшизы о противостоянии спецподразделения ЦРУ и кровожадных чужаков. Одним из ключевых элементов образа культовых персонажей являются их маски, которые не только защищают лицо охотников, но и позволяют им дышать в любой среде. Сложные устройства также оборудованы тепловизорами, системами наведения и захвата цели для любого установленного оружия, магнитометрами и т. д. Кроме того, они многократно расширяют и усиливают и без того феноменальные зрительные возможности Хищников.

Разработкой инопланетян для «Хищника» занимался известный специалист по спецэффектам Стив Ванг. Согласно его задумке, зрение инопланетян работает, как человеческое, но с гораздо большим преимуществом: например, они лучше видят на дальние расстояния, различают большее количество оттенков цветового и светового спектра. Так, в темноте существа способны легко обнаружить теплокровное существо или горячий объект. При этом они не в силах различить объект, который, например, смог слиться с окружающей средой. Этот природный недостаток корректируется с помощью технологий пришельцев.

Шлем-маска Хищника, разумеется, является вожделенным объектом для фанатов франшизы. В Cети можно найти множество таких сай-фай-«сувениров». Не так давно российская компания «НЛО Мото» представила серийный шлем Predator, вдохновлённый культовым боевиком. Мотошлем сделан из стекловолокна, карбона и поликарбоната. За доплату его можно кастомизировать, добавив лазерный «прицел», аэрографические шрамы и иероглифы.

Звуковая отвёртка

СЕРИАЛ «ДОКТОР КТО»

Звуковая отвёртка — универсальный инструмент Доктора Кто из одноимённого сериала; чаще всего она играет роль отмычки, способной открыть любую дверь, но использовалась Доктором и для других целей — для медицинского сканирования, дистанционного управления другими устройствами, для обнаружения живых существ и так далее. Впервые звуковая отвёртка появилась в 1968 году, в серии эпизодов «Доктора Кто» под общим названием Fury from the Deep. Её придумал сценарист Виктор Пембертон; до того Пембертон в основном работал со сценариями для радиопьес, поэтому не дал никакого описания, как инструмент должен выглядеть, — в итоге в своём первоначальном виде звуковая отвёртка напоминала шариковую ручку. Кроме того, Виктор Пембертон не придумал никаких ограничений, как именно звуковая отвёртка работает, но со временем сценаристы сериала придумали разные правила, чтобы инструмент не был всемогущим.

По словам учёных из Института медицинской науки и техники в британском городе Данди, им удалось создать собственную звуковую отвёртку. Работает она, правда, несколько иначе, чем инструмент Доктора Кто: использует ультразвук и предназначена для медицинских нужд.

Портальная пушка

ИГРА PORTAL

Пушка, создающая оранжевые и синие порталы, — один из самых революционных предметов в видеоиграх за последние десять лет; вокруг одной такой построена игра Portal. Сама игра произошла от игры 2005 года Narbacular Drop, в которой игрок управляет тоже оранжевым и синим порталами; компании Valve игра так понравилась, что они позвали всю команду разработчиков работать на них. Соответственно, портальная пушка появилась из порталов Narbacular Drop.

Поскольку идея шутера-паззла, заигрывающего с законами физики, была абсолютно революционной, портальная пушка моментально стала объектом поклонения: поклонники серии изготавливают огромное количество её реплик — разумеется, не функциональных.

Миелофон

ФИЛЬМ «ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО»

Миелофон — прибор для чтения мыслей, придуманный фантастом Киром Булычёвым, фигурирует в нескольких его произведениях. Но самым вожделенным гаджетом советских школьников он стал, разумеется, благодаря телефильму «Гостья из будущего». Прибор, похожий на небольшой фотоаппарат в кожаном футляре с ремешком, согласно сюжету был разработан в лаборатории профессора Селезнёва. Аппарат не представлял собой никакого технологического прорыва, а состоял лишь из электронного усилителя с приёмником и очень редкого суперкристалла гиперселенита, который был обнаружен на астероиде Власта. Найденных 26 кристаллов хватило для создания только 20 миелофонов, поэтому приборы разрешено использовать лишь в строго научных целях, они распределены между крупнейшими институтами и медицинскими центрами. Миелофон способен регистрировать и расшифровывать биотоки мозга в диапазоне до шести метров. С помощью миелофона можно прочесть мысли любого живого существа, при условии, что у того есть мысли. В кино аппарат представлен в виде большого прозрачного кристалла в коробке; в момент приёма-передачи мыслей он переливается всеми цветами радуги и издаёт мелодичный звук.

Так как подобных кристаллов в космосе ещё не найдено, и косплей на советский сай-фай остаётся большой экзотикой, более-менее достойных реальных миелофонов нет (не считая поделок со светодиодной подсветкой). Тем не менее разработчики нейроинтерфейсов идут большими шагами и регулярно представляют новые, пусть и не такие эффектные, как миелофон, гаджеты. Так, например, устройство MindWave позволяет считывать, когда пользователь спокоен и медитирует, и когда он сфокусирован на одной мысли. Компания g.tec создала серию нейронных интерфейсов IntendiX, с помощью которых можно рисовать и управлять персонажами игры силой мысли. Ободок Muse передаёт информацию о настроении, уровне концентрации и состоянии памяти прямо в Android- или iOS-приложение.